Обратите внимание

Прием гинеколога- 950 руб.

УЗИ - доступные цены

Вызов врача на дом

УЗИ детям

Имплантация зубов

Коренченко
Панацея
22.10.2018
14.10.2018
04.10.2018
18.09.2018
17.09.2018
Все обзоры
05.09.2007

Главный врач больницы им. Т.И. Ерошевского Андрей Золотарев открыл самарской публике глаза на мир

Андрей Золотарев

До недавнего времени бывший замеченным только в любви к офтальмологии Андрей Золотарев неожиданно пополнил ряды модных самарских фотографов, наряду с другими "непрофессионалами" приняв участие в выставке в галерее "Виктория". Представив на суд зрителей микроскопические снимки глаза в сочетании
с фотографиями пейзажей, в тот же вечер начинающий фотохудожник завоевал сразу несколько поклонников своего творчества.
В этом интервью Золотарев рассказал о своих работах и творческих планах, о силе искусства, сближающей недругов, и самарских эстетах, не покупающих абы что, а также о том, что общего между панорамой звездного неба и изящно сделанной операцией.

"Я очень долго сопротивлялся"

- Андрей Владимирович, как же так случилось, что неожиданно вы пополнили ряды модных самарских фотографов?
- На самом деле это случилось по вине моих сотрудников из клиники им. Т.И. Ерошевского. Уже несколько лет они уговаривали меня собрать фотографии, которые я делал в разных странах, и устроить персональную выставку. Чем, по правде сказать, очень сильно меня замучили. А фотографий к тому моменту накопилось немало. За границей я бываю довольно часто, и каждый раз стараюсь зафиксировать особо впечатлившие меня пейзажи.
- Вам нравится путешествие как процесс?
- Больше всего мне нравится процесс лежания дома на диване с параллельным прослушиванием хорошей музыки или просмотром телевизора (смеется). За границей чаще всего я бываю по долгу службы. Езжу на научные конференции и деловые встречи. Но всегда стараюсь урвать несколько дней для небольшого отпуска, чтобы посмотреть страну и сделать серию снимков. Но идея организовать выставку из моих туристических фотографий казалась мне не очень интересной. И поскольку я не видел в этом изюминки, очень долго сопротивлялся.
- Почему же в итоге сдались?
- Так сложились обстоятельства. В прошлом году я готовил научную работу по изучению механизма фокусировки глаза и вспомнил о своей докторской диссертации 15-летней давности. Диссертация была посвящена изучению процесса циркуляции глазной жидкости. В то время в Москве уже успешно проводились операции по улучшению циркуляции жидкости при глаукоме, но никто не мог объяснить, почему они работают. Мне в своей докторской диссертации удалось это сделать. В процессе работы мы сделали множество микроскопических фотографий глаза, о которых я почти забыл после того, как защитился и сделал доклад в Лозанне. И вот выдалась возможность снова о них вспомнить. В то же время мои сотрудники в очередной раз напомнили мне об их стойком желании во что бы то ни стало организовать выставку моих фотографий. И тут я подумал - уж коль на то пошло, то почему бы не совместить величественные пейзажи с микроскопическим снимком глаза, скомпоновав их в единую композицию или триптих. Вот это уже изюминка. А поскольку город у нас маленький, знакомых много, через своих сотрудников я довольно быстро познакомился с представителями галереи "Виктория". Они отобрали десять моих работ. И в итоге была организована выставка моих фотографий, работ главы компании "НОВАТЭК" Леонида Михельсона и профессора СГАУ Владислава Сергеева.

"Никто не видит глаз так, как я"

- Когда в первый раз вы взяли в руки камеру?
- Еще в школе. Какое-то время я даже в фотокружок ходил, у меня был свой фотоаппарат "Смена-8", который мне подарили родители. Но тогда все это было по-другому. Растворы, темные комнаты, пленки. В то время я любил фотографировать звезды.
Сейчас у меня маленький, но достаточно мощный цифровой фотоаппарат. Профессиональные камеры я не воспринимаю вовсе. Наверное, потому, что, если говорить в художественных терминах, я - скорее импрессионист. Мне важно быстро уловить ощущение и сделать снимок именно с тем впечатлением, которое родилось в первую минуту. А пока настраиваешь профессиональную камеру, выбираешь нужные параметры, первое впечатление может просто рассеяться. Для меня съемка - это достаточно спонтанный процесс.
- А когда впервые вы взяли в руки микроскоп и сфотографировали глаз?
- Это было в студенчестве. Еще в институте я увлекся исследованием строения биологических тканей под микроскопом. На кафедре гистологии (это наука о микроскопическом строении тканей организма) до сих пор лежит мой альбом с зарисовками. Преподаватели попросили меня его оставить, и сейчас он уже, наверное, весьма потрепан временем и студентами.
Когда впервые я увидел глаз под микроскопом, был поражен тем, насколько он удивительно красив. Сейчас, оглядываясь на прошлое, я понимаю, что во многом именно увлеченность красотой этой картинки толкала меня на изучение строения глаза. Когда я смотрю на снимок глаза под микроскопом, у меня возникает ощущение открытия тайны, притом тайны, доступной немногим. В этом есть некий лоск. Мы все ежедневно смотрим в глаза друг другу, но мало кто видит человеческий глаз таким, каким его вижу я. По своей красоте микроскопический снимок глаза может сравниться с выдающимися художественными полотнами. Я в этом уверен.

"Бизнес - тоже искусство"

- Каково же было увидеть работы собственной "кисти" на выставке, притом в самой модной городской галерее?
- Могу сказать, что я почувствовал настоящую гордость. Правда, к тому моменту у меня уже был опыт участия в выставках. В 2002 году мы проводили конференцию по детской офтальмологии в гостинице "Ренессанс". Я предоставил свои фотографии, сделанные в Аризоне, а также несколько астрономических фотографий. Но решил не просто вывесить снимки, а прикрыть их полупрозрачной бумагой, чтобы ее приходилось каждый раз поднимать. Получилась такая своеобразная инсталляция, имитирующая состояние плохого зрения и возможность его исправить. Такая находка всем понравилась
- А как, по-вашему, публика отнеслась к выставке в "Виктории"?
- Всем очень понравилось. Да я и сам был приятно удивлен, когда впервые увидел свои снимки, распечатанные в большом формате. На экране компьютера они смотрятся менее выразительно.
- Самая неожиданная реакция?
- Мои работы высоко оценили мои недруги. И мне это особо понравилось (смеется).
- А у вас и недруги есть?
- Ну, как и у любого нормального человека, а уж тем более у руководителя. Всегда есть люди, которые с тобой не согласны. По долгу службы тебе приходится заставлять людей делать что-то, хотя они не всегда идут на это с радостью. Но если нет сопротивления, нет и развития. А на выставке мне было приятно увидеть, что люди, не согласные со мной по многим пунктам, неожиданно прониклись моими работами.
- Почему вы решили купить именно работу Леонида Михельсона?
- Во-первых, она была очень хорошая. Ну а во-вторых, эта работа достаточно известного деятеля…
- …Но все-таки не деятеля культуры.
- А я не вижу большой разницы между бизнесом и культурой. На определенном уровне развития бизнес тоже становится явлением культуры, и, наверное, даже искусством. И потом работа Михельсона "Швейцария. Альпы" действительно показалась мне очень интересной. Сейчас она висит у меня дома.
- Вы в дружеских отношениях с бизнесменом?
- Мы знаем друг о друге, не более того. Толком мы так и не успели пообщаться. Сначала у него не было времени, потом у меня. Но, думаю, еще будет возможность.
- Вы потратили на покупку фотографии 46 тысяч. Давно заметили за собой такую склонность к транжирству?
- Я не могу назвать себя транжирой. Но иногда эмоциональное во мне берет верх над рациональным. К тому же три моих работы также ушли с аукциона за довольно серьезные деньги (смеется). А вот об этих проданных фотографиях я действительно очень жалел. Как от сердца отрывал. Я думаю, они были лучшими, и мне самому они очень нравились. Две мои работы "Полнолуние" и "Отлив" купили банкиры, третью и самую дорогую, за 45 тысяч рублей, приобрел Вячеслав Пилягин, глава группы компаний "Октопус". Работа, которую он приобрел, называлась "Колодец Монтесумы". С Вячеславом у нас партнерские отношения. И он в хорошем смысле слова эстет. Но в то же время он достаточно прагматичен для того, чтобы покупать абы что.
- Получается, вы еще и востребованный фотохудожник.
- Ну, похоже что да (смеется). Думаю, если поковыряться в закромах и найти все сделанные мною снимки, можно выставлять их на продажу. А что? Уж если дело получает такой оборот, деньги никогда не будут лишними (смеется).
- Ну, теперь-то после всего этого, вы можете назвать себя настоящим фотографом?
- Нет. Я бы назвал себя фотохудожником. Фотограф фотографирует, а художник делает произведения искусства. Да… Думаю, то, что я делаю, вполне можно назвать произведением искусства.

"От души пошлялся по Большому каньону"

- Работа над каким из пейзажей запомнилась вам больше всего?
- Безусловно, съемка Большого каньона в Северной Аризоне. Снимки не вошли в выставку, но эти пейзажи совершенно удивительны. К слову, американские города меня не так впечатляют. Они все практические одинаковые, а вот природа там уникальна. На месте Большого каньона когда-то был океан, потом он высыхал, менялось направление пластов, и так миллионы лет формировался этот удивительный ландшафт. Приехав в США в командировку, я выкроил кусочек отпуска и пошлялся по Большом каньону от души. Взял в аренду машину и несколько дней провел в полном восторге.
- Не боялись заблудиться?
- Что удивительно, нет. У нас в России с легкостью можно заблудиться, а там вся инфраструктура хорошо выстроена и эффективно работает. Можно совершенно спокойно, сидя в кабинете, по Интернету забронировать гостиницу, машину, билеты. Но больше всего меня поразил их подход к своим достопримечательностям. Мне он очень близок. Еду по шоссе из Лас-Вегаса в Феникс, указатель на дороге стоит - "Scenic view. 2 miles". "Живописный вид. Две мили". Так указатель напоминает, что живописный вид будет через одну милю, через полмили, и, наконец, "Живописный вид. Направо". Съезд с шоссе, заасфальтированная площадка и действительно выбрано место, с которого открывается поразительно красивый вид - каньон, скала или долина реки.
Завидное воспитание патриотизма: "Смотрите, какая у нас хорошая страна!"
- Америка в целом произвела на вас впечатление?
- У меня сложилось очень интересное впечатление об этой стране. При том, что, на взгляд русского, местный народ в массе своей туповат. Может быть, нам так кажется потому, что их жизнь по сравнению с нашей более регламентированная и благополучная. Хотя, общаясь с американцами, я понял: с одной стороны, они привыкли жестко конкурировать на всех уровнях - от дворника до сенатора. Но с другой - они с готовностью откликаются на душевное, человеческое общение с нами, русскими, потому что у них это большая редкость. В целом мне понравились и американцы, и их страна.
Еще меня поразила Австралия. Правда, когда я там был, я еще не купил себе хороший фотоаппарат. Но для фотохудожника там просто рай. Почва откровенно красного цвета, удивительного марсианского вида растительность, фантастических цветов листва, скала Айерс Рок. Пустыня, в которой регулярно все засыхает, а раз в несколько лет там случаются наводнения…
- А Россия? Про нее вы как-то непатриотично забыли.
- У меня есть мысль как-нибудь заехать на велосипеде в Жигулевские горы, покататься там и поискать интересные ракурсы. …Но, вы знаете, честно говоря, мне неинтересно делать то, что до меня делали другие. Если я найду новые сюжеты и новые подходы, возможно, и попытаюсь снять местные пейзажи. Пока же я этого не вижу. Фотографировать города и памятники архитектуры мне тоже неинтересно. Их красота в сравнении с красотой природы конечна и не так завораживает. Люди?.. Возможно до создания портретов я когда-нибудь дорасту. Но пока почему-то - нет. Да и лично я не очень люблю быть объектом съемки.
- Ну а самый удачный, на ваш взгляд, снимок?
- Это "Отлив". Там проводится ассоциация между отливом на побережье Атлантики в Португалии и отливом жидкости из глаза, который происходит при лечении глаукомы.

"Предложу свои работы в США"

- Творческие планы на будущее у вас уже есть?
- Теперь уже - да. Раз уж общими усилиями меня убедили в том, что у меня что-то получается, значит, надо двигаться дальше. Пока не знаю, в какой именно форме это будет выражено. Возможно, еще одна выставка или даже публикация атласа. На меня уже выходили представители одной зарубежной компании с предложением создать офтальмологический атлас, основанный на моих фотографиях. У меня есть некоторые идеи. И, возможно, у нас получится полунаучный - полухудожественный альбом. Такого еще не было в мире медицины.
- Вы первый, кто взглянул на глаз и глазные болезни так метафорично?
- По-моему, да. На самом деле офтальмологов-фотохудожников в мире достаточно много. В США есть Общество офтальмологических фотографов. В своей узкой специализации по каждому конкретному вопросу американцы дошли до того, что в каждой крупной больнице у них есть свой фотограф, который работает совместно с врачами. Однако еще никто не проводил параллели между изображениями глаза и природы. В 2005 году в Сан-Франциско я принимал участие в конференции Американского общества катарактальной хирургии. А Общество офтальмологов-фотографов там устраивало выставку. Что-то меня стукнуло, и я решил предложить на конкурс первую фотографию хрусталика глаза, только что сделанную нами в Самаре. Мне дали за нее второе место. И я сильно обиделся (смеется). С одной стороны, объективно я, в общем-то, совсем ни на что не рассчитывал. А с другой стороны - в глубине души надеялся на какой-то приз, ведь выиграть хочется всегда. А американцы, тогда либо попросту не поняли идею моей фотографии, либо не захотели принципиально первое место давать русскому. Некоторое предвзятое отношение к русским там все же чувствуется. А первое место дали американцу за серию не очень выразительных фотографий о банальном воспалении роговицы. В них не было ничего особенного ни с научной, ни с художественной точки зрения.
Теперь, когда в ноябре я поеду в США на конгресс Академии офтальмологии, предложу организовать там такую выставку в рамках академии. Обществу офтальмологов свои работы я больше предлагать не буду. В конец концов, имею же я право обидеться (смеется).

"Я - стопроцентный визуал"

- Будучи главным знатоком в области человеческих глаз, теперь вы можете определить по глазам, какой перед вами человек?
- Я верю в то, что когда люди встречаются глазами, между ними что-то проскальзывает. И это что-то большее, чем просто фокусировка изображения на сетчатке. По крайней мере, при встрече с незнакомым человеком лично я в первую очередь обращаю внимание на глаза. А они, как известно, могут сказать многое.
- Другие творческие увлечения, кроме фотографии?
- Это мои научные работы. Я - главный врач больницы, главный офтальмолог, и в принципе не обязан ничем таким заниматься. Но для меня научные исследования - это абсолютное творчество, и мне это нравится.
Еще мне нравится живопись. Очень люблю Кандинского. Правда, он вне пределов моих финансовых возможностей (смеется).
Музыка? Конечно. Правда, сам я не играю. Наверное, потому, что еще в детстве в музыкальной школе, где я занимался по классу скрипки, мне привили стойкое отвращение к музицированию. То, как вдалбливалась обязательная программа, было ужасно. Хотя, признаюсь, к 40 годам привитое к скрипке отвращение начало как-то рассеиваться. Вполне возможно, что я еще к ней вернусь. Пока же мне нравится просто слушать музыку, причем самую разную - от каких-то попсовых вещей до джаза. Главный критерий - произведение должно быть написано искренне, не заведомо на продажу. У меня и в кабинете есть стереосистема - музыка помогает настраиваться на работу.
Однако при всей моей любви к музыке все-таки стоит признать: я - стопроцентный визуал. Даже когда я что-то объясняю, мне легче нарисовать, чем описать на словах. Именно поэтому на моем столе так много карандашей. Визуальные образы я воспринимаю гораздо лучше. Красивые картины, красивые люди, красивые звезды и галактики в телескопе, красиво сделанная операция… Все это мне очень близко.

"Навигатор"

Наталья ЛУКАШКИНА


Комментарии


На портале

11.08.2019

Персональные уроки живописи http://mateich.net/lessons.html от преподавателя с пятилетним опытом работы и высокой культурой.



Имя:
Электронная почта:
Ваш комментарий*:
Контрольный вопрос *:
Сколько колес у автомобиля?
 

Звездочкой (*) отмечены поля, обязательные для заполнения.













Обратите внимание

Фитнес-центры

Салоны красоты

Бесплатные консультации

Отзывы о клиниках

Медицинские центры

Санатории и лагеря

Танцевальные школы и студии